
Советский модернизм в Ташкенте: почему архитектура прошлого может стать будущим наследием ЮНЕСКО
Ташкент — город, где слоятся эпохи: восточные купола соседствуют с зеркальными фасадами бизнес-центров, а между ними — тихо и часто незаметно — стоят здания, рождённые в середине XX века. Это советская архитектура Ташкента, особенно модернистского направления, — уязвимое, но удивительно ценное наследие, которому всё чаще грозит исчезновение под ковшом экскаватора.
Между тем, модернистская архитектура Узбекистана — это не просто бетонные коробки. Это след большого культурного и инженерного эксперимента, который сегодня может стать не только достоянием нации, но и претендовать на включение в список объектов ЮНЕСКО в Узбекистане.
Почему советский модернизм — это ценно?
После разрушительного землетрясения 1966 года Ташкент стал своеобразной лабораторией советской архитектуры. Город восстанавливали архитекторы со всего Союза. Они привезли не только рабочие чертежи, но и идеи модернизма в советском стиле, сочетающими строгую геометрию с национальными элементами.
Так появились здания, которых не было нигде, кроме как в Ташкенте: Дом кино с его волнообразным фасадом, Дворец дружбы народов с мозаичным орнаментом, здание Института востоковедения, где бетон сочетался с узбекской резьбой.
Это и есть уникальная архитектура, где Запад вдохновлялся Востоком, а техника — традицией.
Архитектурное наследие Ташкента под угрозой
К сожалению, сегодня архитектурное наследие Ташкента часто воспринимается как «устаревшее» или «неудобное». Многие здания не охраняются законом, и каждый год мы теряем по одному, а то и по нескольку таких объектов.
Пример — здание Института проектирования и научных исследований, снесённое в 2023 году. Оно имело уникальные барельефы, отражавшие этапы развития науки в СССР. Его больше нет.
В центре города идёт разрушение старых зданий без общественного обсуждения, часто в пользу безликого строительства. Уникальные фасады, интерьеры, и даже истории, связанные с этими зданиями, стираются безвозвратно.
Нередко реставрация и сохранение культурного наследия сталкиваются с финансовыми и техническими трудностями. Однако в последние годы появляются инициативы по сохранению объектов, которые помогают защитить уникальную архитектуру города от безвозвратных утрат.
Реальные примеры успешного реставрационного проекта демонстрируют, что сохранение наследия возможно. Так, благодаря участию местных экспертов, архитекторов и общественных активистов, некоторые районы Ташкента постепенно преображаются, становясь настоящим музеем под открытым небом. Эти усилия способствуют не только сохранению исторического облика города, но и развитию городской среды, улучшая качество жизни его жителей.
Что может сделать архитектуру модернизма наследием ЮНЕСКО?
Чтобы претендовать на статус объекта ЮНЕСКО в Узбекистане, архитектура должна обладать универсальной ценностью, быть подлинной и сохраняться в хорошем состоянии. У Ташкента есть такие объекты:
- Национальная библиотека имени Алишера Навои.
- Здание ЦУМа.
- Дворец дружбы народов.
- Государственный музей искусств Узбекистана.
- Дворец Дружбы народов.
- Рынок «Чорсу».
- Музей Ленина, или Музей истории Узбекистана.
- Набережная канала Анхор — общественное пространство с архитектурой 70–80-х годов, скульптурными элементами и природной интеграцией.
Если не сегодня, то в ближайшем будущем эти объекты могут стать частью мирового культурного наследия. Но только если они будут признаны ценными здесь и сейчас.
Почему это важно для молодёжи?
Для поколения, выросшего в эпоху Instagram и YouTube, важно уметь смотреть на город как на текст истории. Эти здания как страницы, по которым можно изучать не только прошлое Узбекистана, но и понять, как он формировал свою идентичность внутри большого советского проекта.
Уважение к прошлому начинается с интереса. А интерес начинается с открытых глаз: как только вы узнаёте, что вот этот бетонный фасад вдохновлён саманными узорами древней Бухары — вы уже никогда не пройдёте мимо.
По всему миру идёт переоценка модернизма. В Тбилиси охраняется Дом правительства. В Бразилиа (Бразилия) весь город — памятник ЮНЕСКО благодаря модернистскому проекту Оскара Нимейера. В Берлине сохраняются даже типовые панельные дома — как свидетельства социального эксперимента.
Ташкент ничуть не уступает — просто мы ещё не начали системно это ценить.
Что можно сделать уже сейчас?
Для устойчивого развития города и сохранения его исторической ценности важно учитывать следующие рекомендации:
- Провести инвентаризацию зданий — составить публичную карту объектов модернизма с фотографиями и историями.
- Присвоить статус охраняемых объектов хотя бы части зданий через решения муниципалитета.
- Создать туристические маршруты по советскому модернизму — с аудиогидом, арт-инсталляциями и городскими событиями.
- Вовлекать студентов архитектурных вузов в проекты сохранения, реновации и адаптации зданий под современные нужды.
- Поддерживать инициативы активистов и неравнодушных горожан, которые уже борются за здание Дома кино, набережную Анхора и другие символы эпохи.
Взгляд в будущее
Современные инициативы по сохранению советского модернизма в Ташкенте свидетельствуют о том, что история и современность могут гармонично сосуществовать. Объекты ЮНЕСКО в Узбекистане, наряду с уникальной архитектурой советской эпохи, становятся опорой для создания культурного и туристического потенциала страны. Поддержка инициатив, направленных на сохранение архитектурного наследия Ташкента, открывает новые возможности для городского развития, вовлекая как профессионалов в сфере архитектуры, так и жителей, заботящихся о будущем своего города.
Исторический Ташкент представляет собой не только прошлое, но и будущее. Признание и сохранение советской архитектуры Ташкента, в том числе модернизма в советском стиле и сталинских зданий Ташкента, станет весомым вкладом в развитие городской среды. Это позволит не только сохранить память о значимых эпохах, но и создать условия для дальнейшего культурного и экономического роста, делая Ташкент примером успешного союза истории и современности.
Поддерживая культурные инициативы, мы сохраняем не только архитектурное наследие, но и дух времени. Инициативы, направленные на защиту уникальной архитектуры и борьбу с разрушением старых зданий, важны для нашего будущего. Вовлечение граждан, специалистов и молодежи в процесс сохранения истории Ташкента — залог процветания городской среды и подтверждение того, что прошлое может стать мостом в будущее, признанным на мировом уровне через объекты ЮНЕСКО в Узбекистане.
Автор
Окончила факультет журналистики Московского Государственного Университета. Специализируюсь на экономической аналитике, урбанистике и рынках недвижимости. Карьеру начинала как независимый журналист, сотрудничая с международными и отраслевыми медиа, освещая динамику развития Центральной Азии и глобальные тренды рынка. Благодаря глубокому пониманию медиа и цифровых стратегий, участвовала в создании контента для крупных информационных площадок. В 2024 году возглавила редакцию Realting.uz, где курирую аналитическое направление, исследую рынок недвижимости Узбекистана и развиваю экспертный контент. Проживаю в Москве, но мое сердце всегда с Узбекистаном. Мои исследования и публикации посвящены развитию страны, а профессиональный фокус направлен на глубокий анализ локального рынка в глобальном контексте.